О самом главном
...Культура вечна и всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива. Юрий Лотман

 

«Вартовский яр»: чтобы не стать Иванами, родства не помнящими

 

Уже 10 лет  во Дворце культуры «Октябрь» города Нижневартовска ежегодно проходит Открытый конкурс-фестиваль самодеятельных музыкантов  «Вартовский яр». Собираются в зале зрители, участники – семь гармонистов и баянистов из разных городов и сел -  выходят на сцену. На выступление каждому дается несколько минут. За это короткое время он должен успеть показать и себя, и свой талант. Остается время и для свободных выступлений.  После окончания конкурса  публика никогда сразу не расходится по домам. Летом, в рамках фестиваля «Самотлорские ночи» конкурс «Вартовский яр»  проходит на свежем воздухе  - в парке Победы неподалеку от ДК «Октябрь. Здесь более непринужденная атмосфера:  выходить на сцену под свет софитов не нужно.  Зрители и гармонисты чувствуют себя совсем свободно.

Но, наверняка, фестиваль не вызывал бы на протяжении многих лет живой интерес зрителей, если бы его единственной целью было собирать вместе всех любителей петь и плясать под гармошку. Вряд ли бы он и отпраздновал свой 10-летний юбилей, ведь долговечно то, что имеет прочный фундамент. Здесь  таким фундаментом является стремление организатора фестиваля Ирины Игониной донести до людей народную культуру в первозданном виде, не дать им превратиться в Иванов, родства не помнящих. Можно сказать, что Ирина Владимировна посвятила этому свою жизнь. Она занимается этнографией и краеведческими исследованиями, постоянно пополняет фонд фольклорно-этнографических записей, в том числе находит и записывает традиционные инструментальные наигрыши и  танцы, собирает частушки и песни, былички и приметы.  Также Ирина Владимировна является инициатором создания краеведческого музея в доме П.А. Кайдалова в селе Ларьяк Нижневартовского района, ) и руководителем фольклорного ансамбля «Надёжа».  Участники  «Надёжи»  -  постоянные помощники в организации и проведении «Вартовского Яра».

 

Гармонисты – как грузди

 

Несмотря на то, что за годы существования фестиваля у организаторов появилась своеобразная сеть осведомителей по всему региону, отыскать талантливых самодеятельных музыкантов  всегда сложно. Ирина Владимировна говорит: «Они как грузди: их не видно, их только опытный глаз может под слоем листвы заметить». Но это еще не самое трудное! Чаще всего гармонисты – очень скромные люди, и уговорить их выйти на сцену не так-то просто: они считают, что сцена – только для профессионалов. В связи с этим самый первый «Вартовский Яр» не стал грандиозным праздником. Но начало было положено, и уже в следующем году фестиваль приобрел размах.  «Если первый раз у нас и в зале реденько сидели, и гармонистов было мало, то во второй раз был полный зал, гармонисты – прямо цветник,  - вспоминает Ирина Владимировна. - Один только Анатолий Павлович  Интересов чего стоил! А Михаил Васильевич Ламбин из села Покур – замечательный традиционный гармонист! Он учился у своего отца – переселенца из-под Тобольска и играл, как играли в начале века здесь, в Сибири.  Был тогда и Борис Федорович Медин – летчик-испытатель по профессии, Юлия Сергеевна Калинина  – балалаечница…»

Фестиваль собирает самых разных участников. В этом году, например, в числе семерых смельчаков оказался Юрий Якуш из Лангепаса, который начал играть на гармони всего два года назад. Константин Слинкин из Сургута -  напротив, потомственный гармонист. Его отец, Павел Терентьевич, был гармонным мастером, который освоил это ремесло еще до войны и не бросил заниматься любимым делом даже после 90 лет. «Маленькая женщина с большим баяном и таким же большим обаянием» - так представила Татьяну Иванюк из Сургута Ирина Игонина. Татьяна подружилась с гармошкой в 11 лет, а потом научилась играть на баяне, и с тех пор не расстается со своим любимым инструментом. Людмила Романова тоже из Сургута. Она работает в историко-культурном центре «Старый Сургут», а игра на гармони – ее хобби.

Ирине Владимировне интересен не только репертуар участников. Она собирает и записывает  рассказы о тех местах, откуда они приехали, о том, когда впервые взяли в руки гармонь.  «У каждого гармониста есть своя история жизни, кроме его «музыкальной» истории,  - говорит она. - Например, очень интересная судьба была у Вячеслава Васильевича Шаронова. Когда ему не было даже года, он ехал с другими детьми на поезде в эвакуацию. Поезд попал под бомбежку, а ребенка подобрал солдат. Рядом был монастырь, туда солдат его и отнес. Монашки растили его несколько лет, потом уж он попал в детский дом. Если начать расспрашивать любого музыканта, обязательно узнаешь что-то особенное о его судьбе». О каждом  гармонисте «Вартовского Яра» Ирина Владимировна может рассказать целую историю. Наверное, благодаря такому неравнодушному отношению участники фестиваля редко бывают случайными. Те, кто живет в Нижневартовске и ближних к нему городах и селах, остаются с фестивалем надолго. Даже лауреаты, которым по правилам конкурса не разрешено участвовать в нем повторно,  приходят на «Вартовский Яр» в качестве гостей. Зрители всегда встречают их с радостью.

Наблюдая за участниками долгие годы, Ирина Владимировна пришла к  такому выводу: несмотря на то, что характер у всех разный – бывают они и вздорными, и строптивыми, и замкнутыми, у каждого самодеятельного музыканта обязательно есть какой-то «аромат личности».  «Если душа пустая, если он ничего не чувствует, то он и другим ничего не сможет сказать», – уверена организатор «Вартовского Яра».

 

 Искали на Волге – нашли в Сибири

 

Гармонь и балалайка – основные инструменты, которые звучат на «Вартовском Яре». В последнее время к ним присоединился баян. Организаторам интересна традиционная народная музыка в полном смысле этого слова. Ирина Владимировна всегда ищет  именно тех людей, которые перенимали свое мастерство от старших, учились играть у своих отцов и дедов. Мечтала она о том,  чтобы на сцене появились и музыканты, играющие на скрипке и мандолине – но такие мастера живут слишком далеко от Нижневартовска.

Как известно,  практически все жители Ханты-Мансийского округа  приехали сюда из разных уголков  России и бывшего СССР.  Соответственно, и участники «Вартовского Яра» - выходцы из разных мест. На фестивале они  делятся традиционными  наигрышами своей родины. Много среди участников было вологодских, вятских, нижегородских музыкантов.   Все они учились своему мастерству в раннем детстве.  «Его из-за гармошки еще не видать, а он уже играет на свадьбе» - рассказывает Ирина Владимировна.  В этом тоже уникальность фестиваля: получается, что в маленьком северном городе может быть сконцентрирован весь русский фольклор.

В фондах записей «Вартовского Яра» – новосибирские «шмарочка», «подгорная»,  «саратова», вятские «ветлугай» и «шамчуринка», ивановский и нижегородский «сормач», курганские припевки «на да», симбирский «промзинский» наигрыш,  припевки с пляской «извозчик» - из русских деревень Башкирии, белорусские польки - «трясуха», «у два бока», курские «стаканчики» и «тимоня»; «елецкую», «рассыпуху», различные  варианты «сербиянки», «подгорной» - всего не перечислишь.

С «промзинским» перебором даже вышла интересная история. «Пришел на один фестиваль  гармонист Николай Васильевич Комиссаров, сыграл «промзинский» перебор,  – вспоминает Ирина Владимировна. – Потом я написала статью о гармонистах, и это словосочетание попало в интернет. Мне стали звонить московские фольклористы: «Где вы это нашли? Мы исколесили всю Волгу!». Оказывается, этот  редкий музыкальный наигрыш на гармошке бытовал в селах, которые принадлежали князю Потемкину».

Кроме редких наигрышей, есть популярные и любимые всеми «Подгорная», «Цыганочка», которую знает каждый музыкант. Это самые простые вещи, возможно, не особо ценные для фольклористов, но публика их очень любит. Как замечает  Ирина Владимировна: «Только «Цыганочку» заиграют  – народ вылетает плясать».

 

Юлия Зеленая