О самом главном
...Культура вечна и всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива. Юрий Лотман

«СТС»: оригинальный жанр в квадрате


Появление этого коллектива на площадках города всегда вызывает восторженные возгласы: «Ух ты! Ничего себе!» и спонтанный всплеск аплодисментов посреди действа. Участвуя в конкурсах, студия пластической драмы «СТС» обычно выступает в номинации «Оригинальный жанр», и даже среди себе подобных становится самой необычной.


Вас все равно будут звать «СТС»


«СТС» работает в составе клубных формирований МБУ «ДК «Октябрь» с 2004 года.  Коллектив был создан в 2001 году. Тогда Юлия Бонах, его руководитель, будучи студенткой, вместе с друзьями ездила в  детский областной центр «Ребячья республика». В течение недели они занимались с преподавателем, а потом должны были поставить собственный спектакль. Харизматичный преподаватель заразил студентов своей любовью к пластике. Все труппы обратились к этому жанру, забыв о театрах мод, хореографии и КВНовских номерах.  Сделав один раз работу в пластике, поняли, что хочется продолжения. Так появилась студия «СТС».

Поначалу эта аббревиатура расшифровывалась как «Союз творческих студентов». Затем, когда творческие студенты поменяли свой социальный статус, да и среди воспитанников студии стало гораздо больше школьников, все стало говорить о том, что неплохо бы сменить название. Но Юлия решила оставить всё, как есть: «Во-первых, мы защищали звание народного коллектива как «СТС».  Сменил название – защищайся заново. Во-вторых, нам сказали – какое бы искрометное и оригинальное название вы бы ни придумали бы, всё равно  вас будут звать «СТС».


Сначала мысль, потом движение


Сейчас в студии сорок воспитанников и три группы: старшая, средняя и младшая. Выступать перед публикой они начинают не сразу.  Первым делом - знакомство с личностью ученика. Новичкам предлагают представить оригинальную «визитку» – например,  вообразить себя звездой экрана или сказочным персонажем. На втором занятии ребят учат работать в паре, проводят тренинги на доверие.

Чтобы воплотить задумки режиссера, но при этом ощущать себя артистами, а не марионетками, необходимо понять суть спектакля.

Пластическая драма – способ рассказать историю без слов, с помощью движений.  Но постановка любого номера начинается именно с бесед с его исполнителями и  с работы мысли. «Когда мы готовились к спектаклю с младшей группой, то сначала разговаривали об извечных вопросах: о появлении человека на земле, о том, для чего мы нужны», - рассказывает Юлия. Чтобы говорить телом, сначала нужно иметь в голове сложившийся образ, а не только хорошую растяжку, считает руководитель студии «СТС».

«Вы должны быть артистами широкого профиля!» - говорит Юлия Бонах своим ученикам. Несмотря на то, что она выбрала работу в оригинальном и нераспространенном жанре, Юлия уверена, что нельзя замыкаться в собственной оригинальности. Сцена и зрительный зал не могут существовать друг без друга. Чтобы развиваться, коллектив должен работать для зрителей. И коллектив работает. Воспитанники «СТС» постоянно участвуют в городских и окружных мероприятиях. В 2010 году студийцы выступали на церемонии открытия Всемирной шахматной олимпиады, Археопарка, на мероприятиях, посвященных 75-летию округа. Принимает участие СТС  и в конкурсах, хотя здесь есть определенные трудности: «Во-первых, очень мало тех фестивалей, где мы вписываемся в формат. Во-вторых, вывозить 30 человек и декорации не так-то просто, это требует спонсирования извне. Либо нужно сокращать состав и менять какие-то эффекты».


У постановки должна быть красная нить


Спектакль «Город N», который всегда получает самые высокие оценки с момента его появления на сцене, был подготовлен к подтверждению звания народного коллектива в 2012 году. Во время подготовки ребята вместе с руководителем изучили много новых жанров: «Раньше мы работали в основном в пластике, а тут привлекли спецэффекты, фокусы. Впервые обратились к театру теней». В спектакле поднимаются такие вопросы, как проблема деградации современного общества, потеря духовных ценностей. Несмотря на то, что форма подачи и тема не из легких, Юлия не побоялась, что для зрителей это окажется чересчур сложно: «Мы говорим о сохранении человечности внутри нас, и это поняли абсолютно все»

Ребятам из «СТС» не всегда хочется быть глубокомысленными артистами на сцене – в силу своего возраста они любят пошутить и повеселиться. В таких постановках, как «Страшно новогодняя сказка», которую ДК «Октябрь» показывал в зимние праздники, им это удается. Этот спектакль, полный персонажей, знакомых каждому современному ребенку, собрал массу восторженных отзывов и был встречен зрителями на ура. Мегамозга и Angry Birds вспоминают до сих пор. А юные актеры так сроднились с постановкой, что долго еще вздыхали: «Как же я скучаю по нашей сказке!». Конечно, была и критики:  где же русские герои? Почему трансформеры, Лоракс и феи Винкс? Юлия считает, что дети хотят видеть на сцене то, чем они живут: «Сказка должна быть интересной прежде всего им. А кроме того, сказка учит добру, и это главное, какой бы национальности не были персонажи».

Гидом по новинкам в сказочном мире для Юлии стал ее сын: «Там собраны все его любимые герои. Кстати, трансформеры – спецзаказ моего ребенка». Сам он не один раз был на спектакле и оценил его.

Еще одна постановка Юлии Бонах в 2012 году – открытие творческого сезона ДК «Октябрь» под названием «Этот волшебный безумный мир». Если новогоднюю сказку можно назвать коммерческим проектом, ориентированным на зрителя, то открытие творческого сезона – немного другой формат. «Это возможность натворить что угодно, но при этом красная нить представления обязательна, это должна быть не просто безумная фантазия режиссера». Суть постановки была в том, что надо уметь видеть красоту везде, что чудеса рядом, а искусство – своего рода волшебное стекло, с помощью которого эти чудеса можно разглядеть.


Головой в облаках, ногами на земле


Сидя в зрительном зале, мы всегда подозреваем, что за кулисами находится таинственный особенный мир. Юлия это подтверждает: «Наша жизнь – это безумный темп, безумное общение, безумный вид. Мы немножко отличаемся от других людей. Мы можем услышать музыку и замереть: в голосе родился какой-то образ – или наоборот, пуститься в пляс. Дети нашего мира – более открытые, более яркие, не боятся проявлять себя».

Но просто попасть за кулисы недостаточно. Своеобразным ключом к этому миру является особое мышление. Нельзя бояться быть непохожим на других. Нужно видеть в обыденных вещах что-то увлекательное и интересное. И эпитет «безумно» здесь обязателен – жизнь закулисного мира наполнена гротеском.

От режиссера, впрочем, требуется не только нестандартное мышление. Голова в облаках, но ноги твердо стоят на земле – таков его портрет. Ведь режиссер не просто живет в безумном мире творчества. Он здесь как дирижер в оркестре, и должен уметь облекать хаос идей в упорядоченную форму, чтобы показать зрителю. Поэтому изучение теории необходимо, считает Юлия: «Пока я не закончила обучение в вузе, то было так: я загораюсь какой-то идеей, а до осуществления цели дело порой не доходило».

Режиссер своим взглядом охватывает всё, что имеет отношение к постановке, Однажды на планерке Юлия рассказывала об идее нового мероприятия. Вернее, казалось, будто она пересказывает присутствующим то, что видит на незримом для остальных экране – какие костюмы у актеров, их мимику и жесты, как расставлены декорации.  Как оказалось позже, Юлия действительно представляет картину будущего спектакля и в целом и в деталях. Чаще всего на это ее вдохновляет музыка: «Музыка – это самое гениальное создание человечества. Она сопровождает нас с рождения до самой смерти. Я столько раз себя ловила на мысли о том, что в голове складывается целая картина, стоит только услышать один-единственный эпизод музыки».

В июне 2012 года Юлия Бонах закончила «Челябинскую академию культуры и искусства» по специальности «Режиссер театральных представлений и праздников». Этот переход на новую ступень помог ей еще более смело идти вперед. В прошлом году она стала автором и соавтором различных постановок: открытия фестиваля «Самотлорские ночи», открытие творческого сезона «ДК «Октябрь», открытие ледового городка на площади Нефтяников, новогодней сказки. Несмотря на подготовки к конкурсам и городским праздникам, Юлия и ее коллектив не стоят на месте: они собираются дальше развивать театр теней и мечтают поработать с куклами. «Страшно брать на себя ответственность, но потом понимаешь, что если будешь прятаться, то о твоих идеях никто не узнает. Бояться не надо, но переживать стоит. Переживать и жить своей работой».